Пожалуй, ничто не вызывает так много нареканий и сарказма со стороны читателей и самих авторов фэнтези, как художественное оформление книги. Мир фэнтези подчас идеален и недосягаем, но книга – предмет вполне материальный. Известный английский художник, иллюстратор фэнтези Стивен Юлл в своём интервью говорил: «Начинающий автор, чья книга плохо оформлена, рискует остаться незамеченным, чего никогда бы не произошло, красуйся на обложке качественная иллюстрация. … Почти все, кого я спрашивал, на что в книге они обращают внимание в первую очередь, отвечали: обложка и рисунок на ней» [23, с. 82]. Иллюстрация на обложке – первое – на что обращает внимание потенциальный читатель. Учитывая количество книг в нынешних магазинах и огромную конкуренцию, издательства в основном пытаются привлечь внимание к своей продукции яркой и запоминающейся обложкой. Такое стремление подчас приводит к обратному результату: «…книжные лотки пестрят яркими обложками, уже самый вид которых у человека со вкусом вызывает тошноту. Пылающие страстью обнажённые девы, крутые богатыри, демонстрирующие груды мышц и всяческое холодное оружие, клыкастые чудовища с бластерами наперевес… То, что находится под обложкой, чаще всего являет трогательное единство формы и содержания» [6, с.156].
Человек получает через органы зрения около 80 процентов всей воспринимаемой информации. Обложка книги влияет не только на её покупаемость, она во многом определяет и восприятие того или иного произведения. Читатель в подавляющем большинстве случаев представляет себе героя книги именно так, как он изображён на иллюстрации. К сожалению, сейчас практически не выпускают книг, обложки которых соответствовали бы содержанию. Одну и ту же картинку мы можем обнаружить на обложке романе фэнтези, сборника рассказов в жанре научной фантастики, мистической новеллы и популярного журнала, причём автора данного художественного творения не укажут ни в одном издании. Возможно, современный читатель скоро совсем перестанет обращать внимание на обложку.
Но, как всегда, есть и другая сторона медали. Иногда читатели присылают художникам письма с жалобами: они купили книгу, которая их разочаровала, из-за хорошо сделанной иллюстрации. В том и другом случае есть свои пострадавшие.
Конечно, идеальный вариант – когда художник рисует иллюстрацию специально для данной книги. Хорошо, когда он может побеседовать с автором, получить подробные описания облика персонажа. Качественный рисунок принесёт удовольствие и самому его создателю, и автору литературного произведения, и читателям.
Некоторые издательства начинают работать в этом направлении. По крайней мере, книги некоторых русских авторов фэнтези оформляются пусть не так профессионально, как книги авторов зарубежных, но зрительный образ хотя бы частично соответствует образу литературному. Хуже обстоит дело с зарубежными произведениями: их пытаются оформить ярко, но текст и картинка в большинстве случаев совершенно друг другу не соответствуют, и обложка играет лишь роль приманки. Выбирать книгу по иллюстрации по-настоящему опасно: слишком велик риск читателя приобрести то, что он не собирался читать и не дочитает даже до середины. А ведь именно фэнтези даёт наибольший простор для фантазии художника. Хочется верить, что в ближайшее время эта ситуация будет исправлена, и к работе над книгами будут привлекать талантливых профессиональных художников, которые смогут создать по-настоящему яркий и запоминающийся образ «мира Никогда-Никогда».