Структура мира в фэнтези  

Поскольку в основе большинства произведений в жанре «высокой» фэнтези лежит миф, то и описываемый мир строится по аналогичной модели. Мифологическое мышление не разделяет реальное и фантастическое. Е.М. Мелетинский отмечает: «…преломляя принятые формы жизни, миф создаёт некую новую фантастическую «высшую реальность», которая воспринимается… как первоисточник и идеальный прообраз… Моделирование оказывается специфической функцией мифа… Практически мифологическое моделирование осуществляется посредством повествования о некоторых событиях прошлого… Всякий достаточно значительный сдвиг проецируется в прошлое, на экран мифического времени, включается в повествование о прошлом и в стабильную семантическую систему» [16, с. 171].

Модель мира в фэнтези всегда замкнута и полностью исчерпаема. Так, «Властелин колец» – это исчерпывающее описание фантастического мира, полное и непротиворечивое. Этот мир самодостаточен, отделён от мира первичного.

Исследователь М.Ю. Кузьмина выделяет следующие пространственно-временные характеристики мира, благодаря которым осуществляется авторская установка на реальность:

1. Время фэнтези дихотомично, способно удваиваться. Представлены как минимум два времени: мифическое и эмпирическое. Мифическое прошлое – начальное сакральное время: это мир первозданный, «первичный», далёкие благословенные времена, когда человек был един с богами, животными и деревьями (утраченный рай), это время первопредков и демиургов, как правило, замкнутое, оживает в легендах, преданиях, летописях («Властелин колец»). Эмпирическое время – настоящее время действия фэнтези, в отличие от мифического, текуче, линейно, событийно. Эмпирическое время в «высокой» разновидности жанра всегда отдалено от современности, чаще всего это условное средневековье (мистифицированное историческое время), это эпическое время героев, ведущих борьбу с тёмными силами (в мифологическом представлении мир – постоянное поле битвы, непрекращающейся борьбы между светлыми и тёмными силами, жизнью и смертью, добром и злом). Повествование об этом времени отличается эпической серьёзностью. Первичный мир мифического времени, как воспоминание об утраченном навсегда, как об идеале, сосуществует с эмпирическим. В фэнтези есть возможность пережить это время ещё раз (в «Хрониках Нарнии», например, показано создание чудесной страны, в основе этого эпизода – миф творения). Почти всегда прошлое – сфера причин настоящего (Фродо, главный герой «Властелина колец», продолжает поиски, начатые его предками, знание о происхождении кольца всевластия является ключом к его использованию). На течение времени влияют магические предметы. В целом, в фэнтези циклическая концепция времени (все события последующих времён соизмеряются с мифическим временем).

2. Пространственная организация фэнтези также ориентирована на миф. Фэнтезийный мир является целостным и замкнутым, имеет чёткие границы. В нём совмещаются вертикальная модель пространства (верх-низ, средний мир) и горизонтальная модель (четыре стороны света, центр – периферия). Автор старается придать своему миру черты реального: создаёт обширную географию пространства, с природными ландшафтами местности, с обособленными друг от друга населёнными пунктами, которые имеют причудливые наименования (иногда подкреплённую картой, как Средиземье Толкина и др.). Детально проработанная пространственная модель существует в единстве пространственно-временных представлений автора: история вторичного мира последовательно проходит этапы хаотичного и гармоничного существования, перетекающие один в другой, образуя модель повторяющегося бытия. Отсюда способность фэнтези разрастаться в циклы (хроники).

3. Усложнённая модель мира в неклассических фэнтези, так называемых «низких», где сверхъестественное вносится в современную реальность. Здесь большая авторская свобода в обращении со временем и пространством, в основе – явное двоемирие (вертикальная модель). Например, в цикле Вл. Крапивина «В глубине Великого Кристалла» представлен космогонический мир, состоящий из множества миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, как грани кристалла. Они существуют в едином вертикальном времени. «Временная логика этого вертикального времени – чистая одновременность всего (или сосуществование всего в вечности)» [24, с. 307]. Населён этот мир преимущественно детьми, мальчишками. Все они – обитатели разных времён и разных пространств, но границы пространства и времени ими легко преодолеваются (автор называет их койво – пограничники). Прошлое (например, цивилизация воинов-иттов) и настоящее (жизнь восточной федерации, в которой легко угадывается наша страна), бытие и небытие сливаются в единую субстанцию. Сложность структуры мира Великого Кристалла поражает не только читателя, но и героев: «В этом никто не разбирается до конца. Тут мозги вывихнешь… Но можно просто чувствовать» [«Лоцман», с. 400]. М.И. Мещерякова пишет: «Мифологическую основу этого условно-художественного мира легко заметить и во внешних факторах повествования – нарушении причинно-следственных связей, причудливом совмещении времён и пространств, двойничестве и оборотничестве персонажей и событий, обнаруживающих «сверхлогический» компонент бытия, и в использовании традиционных образов-символов: дом, хлеб, вода, дорога, детство, старость, любовь, смерть; и в органическом присутствии мифологического типа мироощущения, исполненного чувства таинственности и высшей логичности мира» [2, с. 313].

4. В определённом соотношении с пространственно-временной моделью формируется система персонажей фэнтези: боги, маги, чародеи, волшебники; эпический герой; простые люди; тёмные сущности, духи-хранители (иерархия в соответствии с оппозицией верха-низа). Злые духи, колдуны локализованы в подземном мире, на окраинах земли, на севере или востоке. Боги, светлые духи – наверху, на юге. В центре мира находится человек, главный герой фэнтези. Выше мы уже говорили, что одна из главных функций героя, собственно мифологическая – установление мировой гармонии – определена quest’ом. Но поведение героя, его идеалы продиктованы не только мифом поиска, но и фольклорно-литературной традицией (другие мифы, сказка, героический эпос, рыцарский роман и пр.), а также этико-философскими представлениями автора.

М.Ю. Кузьмина считает, что «типология героя может быть основой классификации жанра». На основе такого подхода можно выделить следующие жанры:

– герой-одиночка, совершающий великие подвиги, всегда непобедимый – героическая фэнтези (Говард, Муркок, истоки – греческие мифы, героический эпос):

– средний человек (эвримен) преодолевает себя и становится эпическим героем, за которым стоит род, племя – эпическая фэнтези (Толкин и его последователи, истоки – героический эпос, легенды о Короле Артуре, религиозно-эзотерическая литература);

– герой-плут – приключенческо-игровая, юмористическая фэнтези (М. Успенский, трилогия о Жихаре, истоки – мифы о трикстерах, волшебная сказка, былина, плутовской роман);

– герой-женщина – феминистская фэнтези (Урсула ле Гуин, М. Семёнова, истоки – возможно, архаичные мифы о временах матриархата, календарные мифы);

– герой-подросток – детская фэнтези (К. Льюис, Дж. Роулинг, Вл. Крапивин, истоки – мифы с архетипом Чудесного ребёнка, который спасёт мир, волшебная сказка, приключенческая повесть) [5].


Главная

Hosted by uCoz